В августе 2024 года форвард сборной Казахстана и игрок «Актобе» Максим Самородов перешел в «Ахмат». Теперь он играет в российской Премьер-лиге и забивает за новый клуб как в чемпионате, так и в Кубке. Как живет Максим в Грозном, чего ему там не хватает и почему нынешний тренер называет его будущим «Ахмата» и сборной Казахстана?
Большой разговор с самим Самородовым и его окружением вышел на YouTube-канале «Футбол Жолы». Спойлер: зрители могут выиграть футболку с автографом Максима. Итоги розыгрыша подведут 21 февраля там же, на канале. А пока рассказываем о главном в содержании.
Вспоминая переезд в Грозный, Максим говорит, что его адаптация на новом месте и в новом клубе прошла на удивление быстро. Большую роль в этом сыграли партнеры по команде.
— Здесь в принципе другая культура, другой менталитет. Но больше всего удивило не это. В любую секунду напишешь кому-то — и тебе сразу же ответят, помогут всем, чем можно. Это дорогого стоит, и вот такое отношение чеченского народа к казахстанскому меня действительно удивило.
В чем главная привлекательность столицы Чеченской Республики? По мнению Максима, Грозный — очень уютный, спокойный и, главное, безопасный город. А еще в нем нет ночных клубов и прочих отвлекающих моментов, что здорово помогает сконцентрироваться исключительно на работе и на футболе.
В казахстанских СМИ и пабликах о Максиме Самородове обязательно появляются комментарии о будущем футболиста. Практически без исключений это светлое будущее в одном из европейских топ-клубов. Причем такого развития событий ждут не только рядовые болельщики, но и футбольные эксперты: многие считают, что «Ахмат» для Максима должен стать трамплином.
Может ли казахстанец в перспективе перейти в топовый клуб РПЛ или в европейскую команду высокого ранга? Этот вопрос ведущий «Футбол Жолы» обсудил с капитаном «Ахмата» и с нынешним главным тренером команды. Они ответили немного по-разному.
Ризван Уциев, капитан «Ахмата»:
— Я думаю, что Максу это по силам. Но лучше потом — пока он нужен нам. Хочу, чтобы он оставался в команде и продолжал помогать «Ахмату».
Сергей Ташуев, главный тренер «Ахмата»:
— У него есть сильные стороны — это мобильность, хорошая скорость, удары с обеих ног и желание забивать. Достаточно ли он талантлив? Считаю, что талант — это способность, помноженная на трудолюбие. Своего рода одержимость.
Если он будет одержим профессией, которая требует аскетичности по отношению к себе, то все возможно. Уровень этой одержимости у него хороший, и потенциально он может играть в более сильных клубах. Шероховатостей пока хватает, но их хватает и у Мбаппе. Сейчас все идет на позитиве — он забил три гола в трех матчах, это были важные мячи. Парень прогрессирует. Я думаю, что это и будущее «Ахмата», и будущее сборной Казахстана.
Сам же Максим ответил на вопрос о своем будущем скромнее. Интервью проводилось в начале декабря, когда «Ахмат» шел на серии из шести матчей без побед. И судя по всему, Самородова тогда больше заботило именно это, чем мысли о переходе в состав мирового гранда.
— Для начала нужно начать побеждать в «Ахмате», — уверен футболист. — Сейчас у нас не очень хорошая серия. Не понимаю до сих пор, с чем это связано: постоянно с пацанами думаем об этом, обсуждаем… А в остальном — время покажет. Если будет нужно переходить в топ-клуб России, перейдем. Если будет вариант идти в Европу, рассмотрим. Я не планирую останавливаться.
О различиях между РПЛ и казахстанской Премьер-лигой говорили много. После чемпионата мира в России инфраструктуру не стоит и сравнивать: большинству казахстанских стадионов до такого уровня далеко. Тем не менее большую разницу Максим видит не только в инфраструктуре.
— Чемпионат России очень сильный на самом деле. Здесь крутые легионеры, очень хорошие местные игроки. Что касается команд, то разница между фаворитами и аутсайдерами как будто не чувствуется — каждый матч сложен, проходных соперников просто нет. Многое лучше, но я думаю, что гранды казахстанской Премьер-лиги здесь бы не растерялись. Как минимум под вылет бы точно не шли.
— Был сложный момент, когда я получил травму — это было тяжело и физически, и психологически, — вспоминает форвард. Безумно приятно, как тогда меня поддержали. А поддержали практически все: и игроки Ахмата, и игроки сборной Казахстана. Наша сборная вызвала меня, чтобы я продолжил лечение в Астане, в том числе благодаря этому я восстановился довольно быстро, очень благодарен за это.
Еще одна тема в разговоре — о Fan ID или «паспорте болельщика». В российских футбольных сообществах она не теряет своей актуальности даже пару лет спустя. О том, что посещаемость игр чемпионата серьезно снизилась, а клубы несут огромные потери, СМИ писали еще в марте 2023-го года. По наблюдениям новичка РПЛ Максима Самородова, ситуация не улучшилась и в сезоне 2024/25.
— Почти никто не ходит на матчи из-за Fan ID, — говорит он. — В том числе и в Грозном. Средняя посещаемость игр «Ахмата» сейчас, думаю, 7-8 тысяч человек. Это меньше, чем у других команд, если сравнивать — большое спасибо тем, кто все равно приходит и поддерживает нас.
Полгода в другой стране. Из близких рядом — только жена. Новые знакомые, новые партнеры по команде, новое жилье… И вроде бы все неплохо и всем доволен. Но есть привычные вещи, без которых немного хуже.
На улицах города Максима не узнают так, как узнавали в «Актобе». Улыбаясь, он говорит, что немного скучает по прежней популярности. Продолжает следить за чемпионатом Казахстана и с момента своего переезда в Грозный не пропустил ни одного матча «Актобе», в котором отыграл шесть сезонов — смотрел каждую игру.
— Особенно скучаю по казахской еде. По казы, по бешбармаку. В этом плане я истинный казах.